Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида 

"Теремок" г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области

Основные направления коррекционной работы

 

Основные направления коррекционной работы логопеда:

1.   Формирование правильного звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков;

2.   Развитие речевого дыхания;

3.   Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза;

4.   Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, совершенствование грамматического строя речи;

5.   Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, восприятия, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания);

6.   Развитие связной речи;

7.   Совершенствование пространственно-временных ориентировок;

8.   Развитие мелкой моторики;

9.   Развитие графических навыков, зрительно-моторной координации.

 

 

Правильное произношение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. От силы, точности, дифференцированности этих движений зависит внятность речи. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Упражнения подбираются целенаправленно в зависимости от дефекта. Заниматься артикуляционной гимнастикой можно и в 2, и в 4 года. Начинать занятия можно уже с 8 месяцев. До 5 лет она работает как вспомогательная гимнастика для развития речи, а в 5 — 6 лет с ее помощью можно наладить уже возникшие недостатки звукопроизношения. Залог эффективности гимнастики — в ее регулярности.

                                                              

Для правильного произношения также нужно и хорошо развитое дыхание. Специальные дыхательные упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания, а также влияют на продолжительность и силу выдоха. Если систематически заниматься дыхательной гимнастикой, сформируется правильное речевое дыхание, что позволит при выдохе произносить различные по длине фразы.

                                                                              

Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений, т.е. формируется словарь. Развивая речь детей нужно заботиться не только о том, чтобы они произносили как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые они слышат и произносят сами, были наполнены для детей живыми образами, конкретным действенным содержанием. Поэтому к приёмам обогащения и уточнения словаря относятся следующие:

- показ с названием,

- многократное повторение нового слова,

- объяснение назначения предмета,

- использование взрослыми нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами,

- поручения, предполагающие ответ действием,

- дидактические упражнения,

- договаривание детьми слов,

- сочетание показа и объяснений взрослого с игрой детей,

- поручения, требующие от детей развёрнутого высказывания.

 

Чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчётливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, пользоваться интонационными средствами выразительности, необходимо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих, т. е. развивать слуховое восприятие и фонематический слух. Развитие слухового восприятия является важной предпосылкой для формирования звуковой стороны речи. Благодаря хорошо развитому слуховому восприятию ребёнок овладевает умением слышать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и скорость их произнесения. Развивая слуховое восприятие, следует обращать внимание детей на то, что одни и те же звуки, звукосочетания, слова и фразы можно произносить громко и тихо, быстро и медленно.

 Дошкольники «погружаются» в звуковую действительность языка: учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные. Дети получают представления о протяженности слов (короткие и длинные), знакомятся со слоговым делением слов на основе выделения гласных звуков.

Исследования ученых подтверждают связь развития мелкой моторики пальцев рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Это различные пальчиковые, жестовые игры, массаж пальцев рук, т.е. разминание, растирание, использование современных пособий для развития мелкой моторики: шнуровки, мозайки, пазлы, лего, конструкторы, а также рисование, аппликация, вырезание, лепка, перебирание мелких предметов, нанизывание бус, бисера, пуговиц и тому подобное, способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук.

 

 

Главным показателем умственного развития ребёнка является развитость его связной речи. Дети должны понимать речь взрослых, отвечать на вопросы, рассказывать в 2-4 фразах о нарисованном, увиденном.

Для развития связной речи детей можно предложить следующие виды работ на занятиях, начиная с младших групп:

- чтение потешек, стишков, небольших сказок;

- заучивание потешек и стишков;

- обыгрывание их игрушками, на фланелеграфе;

- инсценировки сказок и потешек ;

- рассматривание сюжетных картинок, серий сюжетных картинок и составление небольших описательных рассказов по ним;

- составление описательных рассказов по мнемотаблицам;

- разговор взрослых с детьми;

- чтение литературных произведений дает детям образцы диалогического взаимодействия;

- словесные поручения;

- разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации). Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и др. Словесные дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное.

Работа по развитию связной речи должна начинаться с более простого и как бы «обрастая» некоторыми подробностями должна усложняться. При составлении описательных рассказов необходимо следить за правильностью грамматического состава речи и исправлять аграмматические ошибки.

Речь, по сути, - основа существования человека в обществе, основа его успешности. Недаром говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». А речь – это показатель ума человека, уровня его мышления. Если нам невозможно увидеть, как человек думает, то речь его мы слышим. И по тому, как человек разговаривает, какие слова использует, уместны ли они в той или иной беседе, насколько логична и последовательна речь, насколько она богата и разнообразна, мы непроизвольно оцениваем его умственные способности. Поэтому, готовя детей к обучению в школе, мы, взрослые должны начинать развивать речь с самого рождения ребенка.

Дата последнего обновления страницы 23.12.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»